ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Процес построения модели

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы процесса – постановка задания, построение, проверка на достоверность, применение и возобновление модели.

ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, заключается в постановке задания. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно определена.

Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин. Рассмотрим для приклада фармацевтическую компанию, которая получает множество жалоб от аптек через задержки с выполнением их заказов. Настоящая проблема, как оказался, не в этой задержке. Изучение вопроса показало, что заказы задерживаются через производственные осложнения на трех химических предприятиях фирмы. Это было вызвано недостачей исходных химических реагентов и запасных частей к встаткування, что, в свою очередь, было обусловлено некачественным прогнозированием потребности в материалах и запасных частях.

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ. После правильной постановки задания следующим этапом процесса предусмотренное построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие исходные нормативы или информацию предусматривается получить, используя модель. Если продолжить вышеприведенный пример, нужная исходная информация должна представлять точные нормативы времени и количество материалов и запасных частей, необходимых для выполнения заказа.

Кроме того, специалисты по науке управления должны определить – какая информация нужна для построения модели, которая удовлетворяет эти цели и выдает на выходе нужные сведения. В нашем случае необходимой информацией будут точные прогнозы потребностей по каждому исходному реагенту, сведения о характере закупаемых материалов по каждому виду продукции, ожидаемой долговечности деталей оборудования, срока службы каждой детали.

Может случиться, что эта необходимая информация разбросана по многим источникам.

К другим факторам, что нужно учитывать при построении модели, стоит отнести расходы и реакцию людей. Модель, которая стоит больше, чем все задание, не приблизит организацию к ее целям. Подобным чином, слишком сложная модель может быть воспринята конечными пользователями как угроза и отброшенная ими. Таким образом, для построения эффективной модели руководителям и специалистам по науке управления стоит работать вместе, взаимно согласовывая потребности каждой стороны.

ПРОВЕРКА МОДЕЛИ НА ДОСТОВЕРНОСТЬ. После построения модели ее стоит проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – или все существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Естественно, чем лучше модель отображает реальный мир, тем выше ее потенциал.

Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с помощью модели, действительно помогает руководству преодолеть проблему.

Продолжим наш пример. Если бы модель для фармацевтической фирмы действительно предоставляла руководству достоверную информацию о том, как часто и в каких количествах стоит заказывать материалы и запасные части, ее можно было бы считать полезной, поскольку исходная информация позволила бы руководству принять эффективные корректирующие меры относительно задержек поставок.

Красивый способ проверки модели заключается в испытании ее на ситуации из прошлого. Фармацевтическая фирма могла бы применить свою модель к решению проблемы запасов за последние три года. Если модель точна, она должна обнаружить конкретные причины задержек. Руководство могло бы также определить, смогла ли полученная с помощью модели информация (если ее удалось бы получить) помочь в решении производственных трудностей и ликвидации задержек.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ. После проверки на достоверность модель готова к использованию. Как говорит Шеннон, ни одной модели науки управления «нельзя считать успешно построенной, пока она не принята, не понятная и не примененная на практике». В соответствии с одним обследованием отделов, которые анализируют операции на корпоративном уровне, лишь около 60% моделей науки управления было использовано в полной или почти полной мере. В других обследованиях также установлено, что финансовые руководители американских корпораций и западноевропейских управляющих маркетингом недостаточно широко используют модели для принятия решений . Основная причина недоиспользования моделей руководителями, которые должны их применять, возможно, заключается в том, что они их побаиваются или не понимают.

Если модели науки управления создаются специалистами функциональных служб (а так обычно и бывают), линейные руководители, для которых они предназначены, должны принимать участие в постановке задания и установлении требований к информацией, получаемой из модели. В соответствии с исследованиями, когда это имеет место, применение моделей увеличивается на 50%. Кроме того, таких руководителей стоит научить использовать модели, объяснив, как модель функционирует, какие ее потенциальные возможности и ограничения.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ. Даже если применение модели оказалось успешным, почти наверняка она затребует возобновление. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не понятна или желаемые дополнительные данные. Если целые организации изменяются таким образом, что это влияет на критерии принятия решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Изменение во внешнем окружении – например, появление новых потребителей, поставщиков или технологии – может обесценить допущение и исходную информацию, на которых основывалась модель при построении.

 

< назад | к содержанию | вперед >