ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Происхождение и центральный объект школы науки управления. Отличные черты науки управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления пытается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства до принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов. В данной теме мы рассмотрим особенности моделирования, типы используемых моделей и некоторые широко используемые методы принятия решений, а также методы прогнозирования, применяемые в рамках науки управления. 1. Происхождением и центральный объект школы науки управления. Отличительные черты науки управления.

Происхождением и центральный объект школы науки управления

Школа науки управления зародилась в Англии во время второй мировой войны, когда группа ученых получила задание на решение сложных военных проблем, таких, как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины подрыва протичовневих бомб и конвоя транспортных караванов. В 60-ые гг. методология была обновлена, превращенная в целый ряд специфических методов и стала все более широко применяться для решения проблем у промышленности и принятия решений в разных ситуациях. Сегодня модели и методы науки управления используются для решения таких заданий, как регуляция транспортных потоков в городах и оптимизация графика движения в аэропортах, составление графиков работы классов и аудиторий в университетах, управление запасами в супермаркетах и универмагах, разработка новых видов продукции, распределение расходов на рекламу разных видов продукции, планирования материального обеспечения, распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства разных изделий на заводе, составления графика игр в высшей бейсбольной лиге на сезон.

Центральный пункт науки управления заключается в том, чтобы «обеспечить руководителей организации научной базой для решения проблем, связанных с взаимодействием компонентов организации в интересах последней как целого». Это важно для всех организаций, но особенно тяжелым может быть применение этого принципа в больших организациях в силу высокой степени специализации. Как указывают, Черчмен, Акофф и Арнофф:

«В организации каждая функциональная единица (отделение, отдел или сектор) обязана выполнять часть общей работы. Каждая такая часть необходима для достижения общих целей организации. Результат такого разделения труда складывается, однако, в том, что каждый функциональный подраздел разрабатывает собственные цели. Например, производственный отдел обычно занимается целями снижения производственных расходов и увеличение объема производства. Отдел маркетинга пытается снизить к минимуму расходы на единице объема сбыта, довести тот объем до максимума. Финансовый отдел пытается оптимизировать политику капиталовложений организации. Отдел кадров добавляет всех сил, чтобы нанимать красивых работников при минимальных расходах и удерживать их в организации. Эти цели не всегда соглашаются, в сущности, они часто вступают в противоречие одна из одною».

Специалисты функциональных служб по моделированию принятия решений и соответствующих методов пытаются оценить компромиссы, возможные в связи с расхождением целей, и обнаружить альтернативные решения, которые обеспечивают баланс противоречивых целей. Понимание подхода из позиций науки управления поможет вам более эффективно общаться с функциональными специалистами и работать с ними над формулировкой эффективных решений проблем организации.

Отличительные черты науки управления

Сегодня можно встретить понятие «наука управления», «наука о принятии решений», «системном анализе», «наука о системах», но самое частое «исследование операций», которые используются в качестве взаимозаменяемые. Эти сроки распространяются на количественные методы. Независимо от используемой терминологии, отличительные черты науки управления таковы:

1. Использование научного метода.

2. Системная ориентация.

3. Использование моделей.

Фундаментальной процедурой любого научного исследования, в первый раз использованного на практике школой научного управления, является НАУЧНЫЙ МЕТОД. Он состоит из трех этапов.

1. Наблюдение. Речь идет об объективном сборе и анализе информации из проблемы и ситуации. Например, если рассматривается зависимость между потребностью в изделиях и уровнем запасов, руководитель должен оценивать, как варьирует уровень запасов в зависимости от спроса. (Сегодня в больших организациях этот и почти все другие аспекты научного анализа обычно проводится специалистами функциональных подразделов).

2. Формулировка гипотезы. Формулируя гипотезу, исследователь обнаруживает имеющиеся альтернативы — варианты действий — и их следствия для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель — установление взаимосвязи между компонентами проблемы. Когда, например, наблюдение показывает, что запасы будут снижаться, если спрос в течение месяца вырастет на 10%, руководитель может применить гипотезу, в соответствии с которой прирост запасов на определенную величину предупредит их сокращение в подобной ситуации.

3. Верификация. В третьей фазе верификации или подтверждения достоверности гипотезы исследователь проверяет гипотезу, наблюдая результаты принятого решения. Продолжая наш пример, отметим, что руководитель может действительно увеличить запасы на величину, рекомендованную функциональным специалистом. Если при этом запасы не уменьшаются и не растут слишком, гипотезу стоит признать правильной. Если все-таки с ростом спроса продукции не хватает или запасы растут настолько, что расходы на их удерживание становятся избыточными, гипотезу стоит признать недостоверной. В этом случае, руководитель должен вернуться к первому этапу, прибавить к имеется информацию, собранную на этапе проверки гипотезы, а также другие данные, после чего сформулировать новую гипотезу.

Применяя научный метод для решения проблем управления, необходимо помнить, что организация – это открытая система, которая состоит из взаимозависимых частей. Поэтому второй особенностью научного подхода к управлению является системная ориентация.

Третья особенность науки управления – использование моделей. Моделирование часто необходимо через сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни.

Моделирование – это концепция, который уделяется много внимания в нашем обсуждении. Наиболее заметный и, возможно, наиболее значительный взнос школы научного управления заключается в разработке моделей, которые позволяют принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Большинство таких моделей настолько сложно, что не всякий средний руководитель может воспользоваться ими самостоятельно. Однако, отсутствие представления о моделях может привести руководителя к методу проб и ошибок и принятию необдуманных решений, вместо применения проверенных методов.

 

< назад | к содержанию | вперед >