ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Факторы, которые влияют на этику менеджмента

Этическая или неэтичность поступков и решений менеджеров зависит от того, на какой стадии морального роста он находится, а также от дополнительных переменных факторов, таких как личные качества, структурная схема организации, ее культура и уровень сложности конкретной этической проблемы.

Стадия морального роста. Исследования в этой области подтверждают наличие трех уровней морального роста, каждый из которых в свою очередь содержит в себе две стадии. Каждая следующая стадия характеризуется меньшим по сравнению с предыдущей внешним влиянием на моральные принципы индивидуума.

Табл. 1

Стадии морального роста

Уровень

Описание стадии

Принципиальный (с твердыми принципами)

6. Соблюдение избранных этических принципов и норм, даже если они нарушают закон.

5. Уважение прав других людей и поддержка абсолютных ценностей независимо от мнения большинства.

Общепринятый

4. Поддержка общепринятого порядка путем выполнения определенных принятых на себя обязательств.

3. Выбор человеком стиля поведения, которого ожидают от него окружающие.

Предыдущий общепринятому

2. Выполнение правил только в том случае, если это отвечает личным интересам.

1. Соблюдение правил исключительно с целью избежать физического наказания.

Первый уровень – предыдущий общепринятому. На нем находятся люди, которые реагируют на понятие "правильный" или "неправильно" только при условии возможных последствий личного характера, таких как физическое наказание, вознаграждение или обмен услугами. Суждения человека на общепринятом уровне отображают моральные ценности, в основе которых лежит задание поддержки определенного общепринятого порядка и соответствия ожиданиям окружающих. Лица, которые находятся на принципиальном уровне морального развития (то есть с твердыми моральными принципами), прилагают значительные усилия для того, чтобы изолировать свои моральные принципы от влияния групп, к которым они принадлежат, или от общества в целом.

Исследование каждой из этих стадий позволяют сделать ряд выводов.

1. Все люди проходят через эти шесть стадий в четко определенном порядке, без любых отклонений. Они постепенно, стадия за стадией, поднимаются "наверх по лестнице" морального совершенствования.

2. Отсутствие гарантии достижения человеком высшей стадии морально-этического роста. Развитие может прекратиться на любой стадии.

3. Большинство взрослых людей находятся на 4-й стадии. Они ограничиваются соблюдением правил и инстинктивно стремятся к этическому поведению.

Чтобы лучше понять разницу между стадиями, приведем следующий пример. Менеджер, который находится на 3-й стадии морального развития, принимает решения, которые одобряют уровни ему сотрудники, а менеджер на 4-й стадии стремится быть "красивым гражданином и достойным членом общества" и принимает решение, придерживаясь всех правил и процедур, принятых в его организации. Менеджер, который находится на 5-й стадии, способен бросить вызов традиционной практике, принятой в его организации, если с его точки зрения она неправильна.

Индивидуальные характеристики менеджера. Каждый человек приходит в организацию с сформированным набором личных ценностей. Они развиваются в ранние годы под воздействием родителей, преподавателей, друзей и других людей, она которых окружающей. Ценности – основные понятия о том, что правильно и что - неправильно. Таким образом, менеджеры одной и той же организации часто имеют совсем разные индивидуальные ценности.

Понятие ценности и стадия морального роста на первый взгляд могут показаться практически идентичными, но между ними существует отличие. Первый срок помечает широкий диапазон морально-этических вопросов; второй намного более конкретный и определяет степень независимости моральных принципов индивидуума от внешнего влияния.

В ходе исследований было обнаружено два основных индивидуальных переменных показателя, которые влияют на поведение отдельных людей в соответствии с их личным представлением о правильном или неправильном поведении, – сила его и степень самоконтроля. Сила его – индивидуальная характеристика индивидуума, который отображает степень его убежденности в своей правоте.

Люди, которые имеют большую силу его, или самодостаточные будут менее восприимчивы к внешнему влиянию, чем те, в которых этот показатель невысокий. Другими словами, личности самодостаточные в подавляющем большинстве случаев будут вести себя так, как сами считают нужным. Следует отметить, что от сегодняшних менеджеров ожидается высокая степень уверенности в себе, поскольку данное качество необходимо для того, чтобы обеспечить максимальную согласованность между моральными принципами руководителя и этическими его поступков.

Степень самоконтроля – это индивидуальная характеристика, которой измеряется степень убежденности человека в том, что она является хозяином собственной судьбы. Люди с высоким уровнем самоконтроля, думают, что они сами управляют своей судьбой; люди с низким уровнем самоконтроля, считают, что все, что случается с ними в жизни, зависит от удачи или шанса. С точки зрения деловой этики люди, которые входят в первую из этих категорий, менее склонны принимать на себя личную ответственность за последствия своих поступков и больше зависят от мнения других людей и других внешних факторов. При этом люди с повышенным уровнем самоконтроля берут на себя ответственность за свои действия и ведут себя в соответствии с собственными внутренними стандартами. Для менеджеров этого состава характерная высокая степень согласованность между их моральными принципами и этическими их действий.

Организационная структура. Уровень этической поведения менеджеров в некоторой степени зависит от структурной схемы организации, в которой они работают. Для одних структур характерное наличие четко разработанных рекомендаций относительно поведения в тех или других ситуациях. Другие организационные структуры создают неоднозначные ситуации для управленческого персонала. Структурные схемы, которые снижают уровень неоднозначности и постоянно напоминают менеджерам, какие именно действия считаются этическими, а которые – нет, способствуют морально-этическим поступкам.

1. Наличие в компании четких формальных правил и инструкций снижает степень неоднозначности. На основе должностных инструкций и морально-этических кодексов формируется последовательное поведение членов организации.

2. На уровень этической поведения отдельных сотрудников влияет то, на каких принципах учреждают свои действия и решения их непосредственные начальники. Люди всегда обращают внимание на то, что и как делают их руководители, и используют это как руководство к собственным действиям.

3. Некоторые системы оценки показателей работы направлены исключительно на результаты, а при других оцениваются еще и средства достижения цели. Если деятельность менеджеров оценивается только за результатами, в их среде увеличивается тенденция работать на основе принципа "цель оправдывает средства".

4. С системами оценки эффективности тесно связанные методы распределения вознаграждения. Чем больше вознаграждение или наказание зависит от достигнутых менеджером результатов, тем большее влияние осуществляется на них. В этом случае менеджеры поставлены в условия, когда намеченную цель придется достигать любыми способами, даже в нарушение собственных морально-этических принципов.

5. Организационные структуры отличаются уровнем конкуренции, временными, стоимостными и другими факторами, которые влияют на управленческих работников. При этом, чем выше степень такого давления в организации, тем более вероятное снижение этических стандартов работающих в ней менеджеров.

Организационная культура. Уровень этической поведения управленческого персонала также зависит от организационной культуры. Формированию высоких этических стандартов способствует формированию такого типа культуры, для которого характерная терпимость к риску, высокий уровень контроля и толерантность к конфликтам. Менеджеры, которые работают в таких условиях, поощряются к активным и творческим действиям. Они понимают, что любые неэтичные методы ведения бизнеса будут непременно обнаружены и осужденные. Они открыто отрицают требования и ожидания, которые считают нереалистичными или нежелательными лично для них.

Сильная культура влияет на управленческий персонал организации больше, чем слабая. Если культура организации сильная и при этом поддерживаются высокие этические стандарты, она способна достаточно ощутимо повысить морально-этический уровень менеджеров.

В организациях со слабой культурой на уровень этической сильно влияют рабочие группы и разные внутриведомственные стандарты и нормы.

Глубина морально-этической проблемы. Сложность проблемы определяется следующими шестерыми характеристиками.

1. Насколько большая потеря (или выгода) была нанесенный пострадавшим (или полученная теми, в чьих интересах действовал менеджер) в результате той или другого действия или решения? Пример: лишить работу 1000 человек аморальнее, чем освободить всего 10 сотрудников.

2. Насколько большое согласие общества в оценке того или другого поступка или решения? Пример: подавляющее большинство американцев уважают, что давать взятку таможеннику в штате Техас неправильно; при этом далеко не все из них придерживаются мысли, что этого не следует делать в Мексике.

3. Насколько большая вероятность того, что и или другое действие действительно будет иметь место и причинит вред (или принесет выгоду)? Пример: продажа пистолета известному грабителю влечет большую вероятность негативных последствий, чем продажа оружия законопослушному гражданину.

4. Какой отрезок времени отделяет действие от ожидаемых последствий? Пример: сокращение пенсионных льгот для тех людей, которые уже вышли на пенсию, имеет больший негативный эффект, чем сокращение этих льгот для работников 40-50 лет.

5. В каких отношениях вы находитесь (в социальном, психологическом или физическом плане) с пострадавшими (или теми, кто извлек выгоду) в результате неэтичного (этической) действия? Пример: сокращение штата в офисе, в котором вы непосредственно работаете, повлияет на вас более негативно, чем массовые освобождения на предприятии, расположенном в другом городе.

6. Насколько большая степень концентрации последствий той или другого действия или решения для людей, которых они задевают? Пример: изменение гарантийных обязательств фирмы, в результате которой 10 человек не получат 10 тысяч долларов, будет иметь больший совокупный эффект, чем если 10-ом тысячам клиентов отказать в 10-ох долларах.

Согласно этим принципам, чем большему количеству людей будет нанесен вред; чем выше степень согласия общества относительно того, что действие неэтично; чем высшая вероятность того, что решение нанесет вред; чем более короткий отрезок времени к наступлению следствий этого действия и чем ближе вы находитесь к жертве, тем глубже и сложнее морально-этическая проблема.

 

< назад | к содержанию | вперед >