ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Общая и специфическая внешняя среда

Специфическая внешняя среда. Организации функционируют в разных специфических условиях. Для большинства компаний внешними факторами, которые повышают степень неопределенности среды, выступают поставщики, клиенты, конкуренты, правительственные учреждения и группы влияния разного типа.

Поставщики. Срок поставщики относится к организациям, которые поставляют материалы, оборудование, первичные финансовые и трудовые ресурсы. Акционеры, банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие подобные учреждения необходимы для обеспечения непрерывного поступления капитала. Профсоюзы, профессиональные ассоциации и местные рынки труда являются источниками рабочей силы. При недостатке квалифицированных медсестер, например, в больнице могут возникнуть трудности при удовлетворении спроса и достижении целей своей деятельности.

Менеджеры стремятся обеспечить стойкий поток необходимых первичных ресурсов по максимально низкой цене. Ресурсы характеризуются неопределенностью (а отсутствие или задержка в их поступлениях способно значительно снизить эффективность работы организации), потому менеджеры прилагают большие усилия, чтобы обеспечить их стабильный и постоянный прилив. В больших организациях существуют специальные отделы по закупкам, финансовые подразделы и кадровые службы, задача которых заключается в том, чтобы обеспечивать организации машинами, оборудованием, капиталом и трудовыми ресурсами, необходимыми для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Степень изменчивости

Стабильное

Динамическое

Степень сложности

Простое

Амбарчик 1

Среда стабильная и предсказуемая

Среда состоит из небольшого количества элементов

Элементы в целом подобны и, в основном, не изменяются

Минимальная потребность в специальных знаниях об элементах среды

Амбарчик 2

Среда динамическая и нестабильная

Среда состоит из небольшого количества элементов

Элементы в целом подобны но постоянно изменяются

Минимальная потребность в специальных знаниях об элементах среды

Сложное

Амбарчик 3

Среда стабильная и предсказуемая

Среда состоит из большого количества элементов

Элементы неодинаковы, но, в основном, не изменяются

Максимальная потребность в специальных знаниях об элементах среды

Амбарчик 4

Среда динамическая и нестабильная

Среда состоит из большого количества элементов

Элементы неодинаковы и постоянно изменяются

Максимальная потребность в специальных знаниях об элементах среды

Рис. 1. Матрица нестабильности внешней среды

Клиенты. Организации существуют для того, чтобы удовлетворять потребности клиентов. Именно клиент или заказчик потребляет продукцию или услуги, выработанные организацией. Это касается даже правительственных учреждений. Клиенты также несут в себе потенциальную неопределенность для организации – их вкусы изменяются.

Конкуренты. У любой организации, даже монополиста, есть хотя бы один конкурент. Конкуренты (в сфере ценообразования, предложения услуг, разработки новых видов продукции) являют собой важный компонент окружающей среды, за которым менеджеры должны пристально наблюдать и быть готовыми реагировать на любые смены.

Правительственные учреждения. На деятельность организаций влияют правительство государства и местные органы власти. В зависимости от сферы деятельности робота некоторых организаций контролируется соответствующими правительственными органами очень тщательным образом. Организации тратят много времени и денег на выполнение правительственных распоряжений, но влияние этих правил и норм выходит далеко за пределы их компетенции и ограничивает свободу действий управленческого персонала.

Группы влияния. Менеджеры должны учитывать существование в обществе определенных групп, которые пытаются влиять на деятельность организаций. Степень влияния групп влияния изменяется в меру изменения социальных и политических движений.

Общая внешняя среда. Общие экономические, политические, социальные, глобальные и технологические условия, как правило, не влияют на деятельность управленческого персонала так, как специфическая внешняя среда, однако менеджеры должны их учитывать.

Экономические условия. Инфляция, колебание уровня чистых доходов населения и рыночных котировок акций, а также изменение стадий промышленного (экономического) цикла – лишь некоторые из экономических факторов общей внешней среды, которые способны влиять на методы менеджмента в организации.

Политические условия. Политические условия зависят от общей стабильности стран, на территории которых действует организация, а также от отношения правительства к бизнес-сфере. В Соединенных Штатах Америки организации в основном работают в стабильной политической среде, однако, как мы помним, современный менеджмент являет собой деятельность, которая носит глобальный характер. Много американских фирм занимаются бизнесом в крайне нестабильных в политическом плане странах: Менеджеры должны пытаться предусматривать серьезные политические изменения в государствах, в которых работают их организации. Благодаря этому они смогут лучше приспособиться к изменениям политических условий – от девальвации денежной единицы страны к решению диктатора национализировать некоторые отрасли промышленности и конфисковать их активы.

Социальные условия. Менеджеры должны уметь приспосабливать методы своей работы к ожиданиям общества, в котором функционирует их организация. При изменении ценностей, обычаев и вкусов потребителей менеджеры также должны изменяться. Это относится и к политике обслуживания потребителей, и к внутренней политике компании. Например, увеличение числа работающих женщин (сегодня свыше 58% всех взрослых женщин работают) и их ожидания профессионального роста побуждали организации иначе регулировать свою внутреннюю организационную политику. Компании, что не в состоянии предложить помощь по уходу за детьми или семейный отпуск, будут чувствовать трудности при наеме компетентных специалистов-женщин.

Еще одна социальная тенденция, которая влияет на современные организации, заключается в старении трудовых ресурсов. Организации, которые удовлетворяют потребности людей старшего возраста, могут рассчитывать на увеличение доли рынка. Да, полностью вероятное увеличение спроса на услуги заведений здравоохранения и домов-интернатов для людей преклонных лет. Данная тенденция значит также, что компании должны будут приспосабливать продукцию и услуги к запросам потребителей "стареющего" рынка. Старение трудовых ресурсов также имеет значение при выборе методов управления внутри организации. Вскоре менеджерам придется работать с большим количеством пятидесятилетних, шестидесятилетних и даже семидесятилетних сотрудников! Спустя некоторое время в организациях будут работать много опытных работников с потребностями, которые отличаются от потребностей их более молодых коллег. Так, например, сотрудники старшего возраста предоставляют большего значения таким льготам, как страхование здоровья и пенсионные выплаты, но при этом их практически не интересуют программы компенсации выплат за учебу в колледжи и компенсации, предоставленные при переезде на другое место обитания.

Глобализация. В современных условиях конкуренты и рынки выходят за национальные пределы. Современные менеджеры больших и малых организаций очень обеспокоенные ростом количества глобальных конкурентов и потребительских рынков как части внешней среды, в которой работают их компании. Для того, чтобы организация рассчитывала на долгосрочный успех, ее менеджеры должны уметь мыслить глобально.

Технологические условия. Мы живем во времена постоянных изменений технологий. Из перечисленных выше пяти компонентов общей внешней среды наиболее быстрые изменения в течение последней четверти XX века происходили именно в этой области. Большинство организаций полностью автоматизировали офисы, проводят собрания с использованием электронной почты, создали автоматизированные системы производства, лазеры, интегральные схемы, микропроцессоры и синтетическое топливо. Компании, которые вкладывают деньги в новые технологии, например General Electric и Motorola, процветают. В сфере розничной торговли организации используют сложные информационные системы учета. Другие организации, например Prime Trucking Inc., на всех грузовиках которой установленные компьютеры; American Airlines с ее системой электронного резервирования билетов или электронный книжный магазин Amazon.com Books, также широко используют для достижения конкурентного преимущества последние новинки в информационных технологиях и применяют передовые информационные системы. Больницы, университеты, аэропорты, полицейские участки и даже военные организации, которые внедряют и применяют новейшие достижения науки и техники, характеризуются большей конкурентоспособностью по сравнению с теми, которые этого не делают.

Другой пример того, как технологические условия внешней среды влияют на организации, являют собой современные офисы, которые превратились в виртуальные центры коммуникаций. Теперь менеджеры могут объединить компьютеры, телефоны, текстовые редакторы, копировальные устройства, факсимильные аппараты, архивы и другие канцелярские средства в единственную систему. Сегодня много организаций пользуются локальными сетями (то есть внутріорганізаційними системами, основанными на технологии Internet и доступными только для работников данной организации), что в значительной мере повышает эффективность и результативность работы служащих. Для менеджеров любых организаций все эти достижения науки и техники означают возможность принимать решение более быстрое и более эффективное.

 

< назад | к содержанию | вперед >