ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Цели, как внутренняя переменная организации

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации являют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Но не все внутренние переменные могут полностью контролироваться руководством организации. Часто внутренний фактор есть что-то единственное, что руководство должно перебороть в своей работе. Да, монотонность и усталость, связанные с работой на конвейере нельзя перебороть, отказавшись от сборочных конвейерных линий, потому что, сделав так, компания поставит под угрозу свое существование. Вместо отказа от конвейера руководство признает его неблагоприятное влияние на работников и их производительность, а также принимает меры, которые снижают это негативное влияние.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задания, технология и люди. В этой теме мы рассмотрим их основные характеристики, а позже обсудим их взаимосвязанность.

Организация, по определению, это – группа людей, которые объединены осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего бы они не могли выполнить индивидуально. Цели – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достичь группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс являет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

РАЗНООБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ. В организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по расходам и получаемой прибыли. Это их задание отражено в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные заведения и некоммерческие больницы не стремятся к получению прибыли. Но их волнуют расходы. И это находит свое выражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.

Большие организации имеют много целей. Для того, чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели. Ориентация, обусловленная целями, пронизывает все последующие решения руководства.

ЦЕЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. В подразделениях, также как и во всей организации, необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году.

Цели подразделений в разных организациях, которые имеют подобную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений, которые занимаются разными видами деятельности в одной организациях. Цели отдела маркетинга в корпорации «SONY» будут ближе к целям такого же отдела компании «Procter & Gamble», чем к целям производственного отдела самой «SONY». Через эти расхождения в целях подразделений руководство должно применять значительные усилия по их координации. Основным ориентиром для целей подразделений должны быть общие цели организации. Цели подразделений должны детализировать общие цели организации и не вступать в противоречия с целями других подразделений.

 

< назад | к содержанию | вперед >