ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Менеджеры и лидеры

Давайте начнем из выяснения расхождений между менеджерами и лидерами. Как теоретики в отрасли менеджмента, нередко отождествляют эти понятия, хотя они совпадают далеко не во всех аспектах. В первую очередь, менеджеров на должность назначают. Они влияют на бизнес-процессы, потому что имеют формальные полномочия, связанные с их должностными обязанностями. В отличие от менеджеров, лидера, иногда назначают, а иногда он сам постепенно выделяется внутри группы и становится неформальным лидером. При этом стоит помнить, что лидеры способны влиять на работу других людей даже за пределами сферы деятельности, определенной формальными полномочиями.

Все менеджеры в идеале должны быть лидерами. Однако при этом вовсе не обязательно, чтобы все неформальные лидеры имели способности или навыки, необходимые для выполнения других функций менеджмента (кроме функции руководства), и следовательно, не каждый из них может занимать управленческие должности. То, что какой-то человек способен влиять на других, еще не значит, что она может также планировать, организовывать и контролировать. Следовательно, если выходить с того (пусть даже только гипотетически), что все менеджеры должны быть лидерами, мы не сможем обсудить этот вопрос с точки зрения теории менеджмента. Таким образом, формальный руководитель – человек, который способен влиять на других и имеет определенные полномочия в сфере управления. Лидер – человек, способный влиять на группу людей для достижения определенных целей.

Лидерство, равно как и мотивация, является аспектом организационного поведения; трудно поддается исследованию, и практически все его изучение сводится к поиску ответа на один-единственный вопрос: что значит быть эффективным руководителем? Эволюция принципов руководства в понимании людей ясно отображена в разных теориях менеджмента.

В начале исследований стилей руководства ориентировались на определение специфических характеристик человека лидерского состава. Исследователи не смогли выделить такие признаки и вместо этого стали изучать взаимосвязь между руководителями и их подчиненными, пытаясь определить, существует ли особенный стиль поведения, которым характеризовался бы эффективный руководитель. Развитие этих біхевіористських теорий не дало никаких результатов, поскольку они не учитывали наличие и влияние ситуационных факторов.

Результаты ранних исследований показали ученым, что для прогноза того, насколько успешной будет деятельность руководителя, необходимо что-то большее, чем определение нескольких характеристик лидера или лидерского поведения. Поэтому ученые сосредоточили основное внимание на изучении влияния ситуационных факторов. Было определено, что между стилем руководства и его эффективностью существует определенная взаимосвязь, и на основе этого был сделанный вывод, что за условия а будет подходящий стиль руководства х, в то время как стиль в эффективнее при условии b, а стиль z – при условии с. Теперь проблема заключалась в выделении и определении этих ситуационных факторов или ограничений.

В ходе многочисленных исследований ученые пытались выделить основные, зависимые от ситуации условия, которые влияют на эффективность руководства. Да, один из авторов обнаружил, что очень важным фактором является вид выполняемого задания (то есть сложность, тип, технология, и размер проекта), однако он же нашел документальные свидетельства, которые подтверждают огромное влияние и таких ситуационных факторов, как стиль поведения непосредственного руководителя, групповые нормы, степень самоконтроля индивидуума, наличие угроз извне и стрессов, организационная культура. Нище мы розглянемосучасні взгляды относительно того, насколько и как изменяется стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций, суть наиболее жизнеспособных теорий, связанных с проблемой лидерства в организациях

 

< назад | к содержанию | вперед >