ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Формирование эффективных команд

Следует отметить, что использование команд еще не означает автоматического повышения производительности. К сожалению, команды могут стать для менеджеров источником большого разочарования. Поэтому мы должны подробнее рассмотреть, каким образом создаются эффективные команды.

Характеристики эффективной команды

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, позволили обнаружить ряд основных характеристик, общих для всех эффективных команд.

1. Четкие цели. Высокопродуктивные команды характеризуются ясным и четким пониманием цели, убежденностью в том, что это приведет к получению полезного или важного результата. Кроме того, признав важность целей, ее члены отказываются от своих личных интересов ради целей коллектива. Члены эффективных команд верны командным целям; они точно знают, какие задания перед ними стоят, и понимают, в результате каких общих действий они смогут достичь поставленных перед ними целей.

2. Необходимые навыки и умения. Эффективные команды формируются из компетентных, высококвалифицированных профессионалов, которые владеют специальными навыками и способностями, необходимыми для достижения конкретных целей, а также личными качествами, которые нужны для успешного сотрудничества с другими людьми. Второе условие имеет огромное значение, хотя ее нередко игнорируют. Не каждый квалифицированный специалист умеет работать в команде. Поэтому высокопродуктивными будут только те команды, члены которых владеют как высокой квалификацией, так и умением общаться и ладить с людьми (то есть коммуникабельностью).

3. Взаимное доверие. Для эффективных команд характерная высокая степень доверия друг другу. Другими словами, члены таких команд верят в честность и способности друг друга. Чтобы построить доверительные отношения, нужно много времени, а разрушить их очень и очень легко. Кроме того, поскольку ни для кого не секрет, что доверие порождает доверие, а недоверие – недоверие, управленческий персонал должен уделять много внимания сохранению и поддержке атмосферы доверия в командах.

То, насколько доверительной будет атмосфера внутри группы, в значительной мере зависит от организационной культуры и действий менеджеров. Организации, в которых высоко ценятся открытость, честность и сотрудничество и поощряется активное участие работников по делам организации и их независимость и самостоятельность, быстрее сформируют дух доверия. Нище перечислены основные рекомендации, выполнение которых поможет управленческому персоналу сформировать и поддерживать доверительную атмосферу в своем подразделе.

Шесть рекомендаций менеджеру, который работает над созданием атмосферы доверия

1. Общайтесь с людьми. Держите членов команды и подчиненных в курсе событий, объясняя им свои решения и проведенную политику и обеспечивайте постоянную обратную связь с ними. Искренне и откровенно рассказывайте о своих проблемах и трудностях.

2. Поддерживайте людей. Будьте открытые и доступные для подчиненных, членов команды относительно выдвигания новых идей и поддерживайте эти идеи.

3. Уважайте людей. Делегируйте членам команды только реальные полномочия и внимательно относитесь к их мыслям и предложениям.

4. Будьте справедливыми. Отдавайте людям должное, признайте их заслуги, будьте объективные; оценивая работу подчиненных.

5. Будьте предсказуемые. Будьте последовательные в своих повседневных делах, всегда выполняйте свои прямые и непрямые обещания

6. Проявляйте компетентность. Пытайтесь вызывать уважение у членов команды, проявляя свои профессиональные способности и красивое знание бизнеса

4. Общая благосклонность. Члены эффективной команды очень верны и отданы своей команде. Они охотно выполняют все необходимое для того, чтобы их команда добилась успеха. Эту верность и преданность мы будем называть общей благосклонностью.

5. Высокий уровень общения. Эффективные команды характеризуются высоким уровнем общения. Члены таких команд способны передавать друг другу информацию в простой и понятной форме. Для эффективных команд характерная также отлично настроенная и регулярная обратная связь между ее членами и управленческим персоналом, который помогает менеджерам направлять сотрудников и вовремя исправлять ошибки и выяснять недоразумение. Подобно семейной паре, которая прожила вместе много лет, члены высокопродуктивных команд способны быстро и без лишних слов обмениваться идеями и чувствами.

6. Умение договариваться. Когда рабочие задания распределяются среди отдельных работников на формальной основе, их роли четко определяются должностными инструкциями, организационными правилами и процедурами и другими официальными документами. Эффективные команды, напротив, стремятся к повышенной гибкости и постоянно вносят в рабочие задания своих членов изменения. Такая гибкость требует от членов команд красивого умения договариваться между собой. Поскольку задание, проблемы и взаимоотношения в командах постоянно изменяются, члены эффективных команд должны уметь признавать существующие расхождения и уметь их улаживать.

7. Эффективное руководство. Эффективный руководитель может побуждать команду идти за ним, преодолевая сложные препятствия. Он четко объясняет задание и намечает четкую цель. Он доказывает, что, переборов силу инерции, команда может достичь высоких результатов. Он стремится розвити уверенность членов команды в себе, помогая им максимально полно реализовать свой потенциал. Следует отметить, что наилучшие лидеры совсем необязательно бывают всемогущими и решительными диктаторами, которые держат все под наистрожайшим контролем. В современных организациях лидеры эффективных команд все чаще ведут себя быстрее как инструкторы, помощники и наставники. Они помогают, направляют и поддерживают членов команды, а не контролируют их деятельность. Понятно, что это в первую очередь касается самокерованих команд, однако в последнее время этот принцип все чаще ложится в основу деятельности специализированных групп и команд с перекрестными функциями, члены которых наделяются соответствующими полномочиями. Стоит признать, что для некоторых менеджеров, которые привыкли к традиционным формам управления, переход от роли босса к роли инструктора и наставника, когда они перестают отдавать распоряжение и начинают работать вместе с другими членами команды, очень тяжелый и временами неисполнимый. Большинство менеджеров, однако, положительно относятся к новому распределению полномочий или приходят к пониманию преимущества такой организации работы после соответствующего тренинга. Необходимо признать, что некоторые наиболее непримиримые менеджеры с диктаторскими склонностями просто не подходят для работы в команде, и их стоит перевести на другую должность или освободить.

8. Внутренняя и внешняя поддержка. И последняя характеристика любой эффективной команды – это атмосфера поддержки. Если говорить о внутренней ситуации, то в такой команде должна быть сформирована крепкая инфраструктура. Это понятие включает возможность повышения квалификации и последующей учебы ее членов; четкую и понятную систему оценки результатов деятельности, что люди могут использовать для оценки своей производительности; справедливую и ясную программу материального стимулирования и эффективную и мотивирующую политику управления персоналом. Сильная инфраструктура должна поддерживать членов команды и поощрять линии поведения, которые способствуют повышению производительности труда. Если же говорить о поддержке команды извне, то управленческий персонал должен обеспечить команду всеми ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения порученной им работы.

 

< назад | к содержанию | вперед >