ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Изменение поведения как инструмент менеджмента

Люди добывают знание как к приему на работу, так и непосредственно на работе. И менеджеры должны думать о том, как научить работников вести себя так, чтобы их действия максимально отвечали интересам организации. "Стремясь к этому, они пытаются "сформировать" сотрудников и шаг за шагом руководят процессом их учебы. Этот процесс называется изменение поведения.

Рассмотрим ситуацию, когда поведение работника существенно отличается от той, которой ожидает от него управленческий персонал. Если менеджер поощряет служащего только тогда, когда тот поводит себя именно так, как это необходимо за правилами и традициями организации, вполне вероятно, что такие поощрения будут очень жидкими. В такой ситуации именно изменение поведения станет логическим методом достижения желаемого результата.

Данный подход предусматривает систематическое поощрение каждого последовательного шага, который приближает человека к желаемому поведению. Так, например, если работник, который постоянно опаздывал на работу на полчаса, пришел только на 20 минут позже, его можно похвалить и за такой прогресс. При этом поощрение должно усиливаться в меру того, как поведение все более приближается к нужной модели.

Различают четыре способа изменения поведения: позитивное и негативное поощрение, наказание или прекращение. Если за тем или другим поступком выплывает что-то приятное, например, менеджер хвалит работника за хорошо сделанную работу, это называется позитивным поощрением. Вознаграждение того или другого стиля поведения за счет устранения или отмены каких-либо неприятных последствий, называется негативным поощрением. Да, менеджеры, которые обычно ругают своих подчиненных за то, что они делают слишком длинные перерывы в работе, чтобы выпить кофе, могут применить метод негативного поощрения и в любой момент прекратить это делать. В такой ситуации единственный способ для этих работников добиться прекращения критики со стороны руководства — это сократить перерывы в работе. Наказание являет собой наказание за нежелательное поведение, а такой вариант изменения поведения, как, например, содержание зарплаты работника за два дня за появление на работе в нетрезвом состоянии, называется прекращением. Если тот или другой стиль поведения не поощряется руководством, то в конечном итоге человек прекратит вести себя данным чином. Да, если менеджер хочет, чтобы на собраниях конкретный работник перестал постоянно задавать неуместные и отвлекающие от дела вопросы, то он может, например, не звертати на него внимания, когда тот просит слова. Скорее всего, рано или поздно этот человек откажется от своей неприятной привычки.

Результатом как позитивного, так и негативного поощрения будет приобретение определенных знаний. Они усиливают желаемую реакцию и увеличивают вероятность того, что человек в дальнейшем будет придерживаться нужного стиля поведения. Такие методы изменения поведения, как наказание и прекращение, также способствуют приобретению знаний; однако эти способы ослабляют желания человека вести себя тем или иным способом и направленные на то, чтобы сократить ее проявления.

Выводы для менеджеров

Сотрудники на работе постоянно добывают новые знания, и проблема в этом случае заключается только в том, хотят ли менеджеры управлять этим процессом, поощряя их тем или иным способом или влияя на них личным примером, или предпочитают пустить этот процесс на самотек. Стоит помнить, что если работающим как попало служащим повышают зарплату и продвигают их по служебной лестнице, у них мало причин для изменения своего поведения. Если при этом старании и производительные сотрудники видят, что лентяи получают не меньшее вознаграждение, они полностью могут изменить свое отношение к работе. Если менеджеры стремятся, чтобы их работники демонстрировали тип поведения А, но вознаграждают при этом за тип В, то им не следует удивляться, когда подчиненные научатся перенимать и воспроизводить поведение В. Точно так же управленческий персонал должен помнить, что он в определенной мере является примером для наследования. Менеджеры, которые постоянно опаздывают на работу, обедают в течение двух часов или несут домой канцелярские приладдя, не должны удивляться потому, что работники воспримут их пример как руководство к действию и будут вести себя точно так же.

13. Каким образом концепция инструментального обусловливания помогает менеджеру понимать и предусматривать поведение работников?

14. Что являет собой теория социальной учебы и как она применяется в процессе управления поведением людей на работе?

15. Каким образом менеджеры могут изменять поведение работников?

Этические проблемы менеджмента

Не считать ли формирования поведения попыткой манипулировать людьми? Ведь дрессировщик в цирке тоже использует разные вознаграждения, чтобы заставить собак, дельфинов и китов выполнять разные необычные трюки. А зоологи-біхевіористи поставили тысячи экспериментов над крысами, манипулируя их поведением путем варьирования методов подачи еды. И дрессировщик, и исследователи-зоологи изменяют поведение животных, поскольку имеют возможность управлять последствиями того или другого обида действий. Такие методы учебы нужным стилям поведения, несомненно, полностью приемлемые для работы с цирковыми или лабораторными животными. Однако или этически применять их к людям? Допустимо, работник делает какой-либо поступок, который считается в организации неправильным, но при этом стимулируется применяемой менеджером системой вознаграждений. Скажем, он подтасовывает цифры в отчете о продажах, потому что от объема продаж зависит его зарплата. Как вы считаете, отвечает ли работник в такой ситуации за свои действия в меньшей мере, чем в том случае, если бы такой системы вознаграждений не было? Обоснуйте свою точку зрения.

 

< назад | к содержанию | вперед >