лицензия на металл для бизнеса делается здесь neva-c.ru.



ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Приобоетение знаний: инструментальное обусловливание и социальное обучение

Последний важный аспект поведения индивидуума на работе - это приобретение знаний. Данный вопрос включен по той причине, что почти всем сложным видам поведения можно научиться. И если мы хотим уметь объяснять и предусматривать поведение наших подчиненных и коллег, то мы должны понять, как люди добывают знание.

Что же являет собой процесс приобретения знаний? Определение, предложенное психологами процесса приобретения знаний будет следующим: любое долгосрочное изменение поведения в результате приобретения нового опыта.

Інструментальне обусловливание

Инструментальное обусловливание — специальный термин, употребленный в этом случае для того, чтобы показать, что поведение человека определяется ожидаемыми последствиями ее поступка. Люди учатся вести себя определенным образом, чтобы получить то, что они хотят, или избежать того, что им не нравится. Обусловленное поведение - это сознательное поведение, или поведение, которому человек научился, в противовес рефлекторному (непроизвольной) поведению. На то, будет ли человек в будущем придерживаться избранного стиля поведения, влияет поощрение в результате данного поведения (или отсутствие такого). Таким образом, мы можем сказать, что поощрение закрепляет поведение и повышает вероятность ее повторения в дальнейшем.

Основываясь на ранних работах в этой области, исследователь Б. Ф. Скиннер (В. F. Skinner) значительно расширил наши знания об инструментальном обусловливании. Даже сама непримиримая критика Скиннера, которой достаточно много, вынуждена признать, что его концепция "работает" и имеет право на существование.

Теория Скиннера основана на том, что поведение человека определяется влиянием извне, то есть этому поведению учат, а не изнутри, когда ей не учат, и она появляется просто как соответствующая реакция на тех или другие условия. Исследователь утверждал, что наличие привлекательных и желаемых последствий, которые возникают в результате определенного поведения, способствует потому, что индивидуум будет чаще пытаться придерживаться именно такого образа действий. Люди с большей вероятностью будут вести себя желаемым образом, если их поощряют это делать и если они получают за это определенное вознаграждение. При этом стоит помнить, что вознаграждение будет наиболее эффективным, если она следует за нужным действием немедленно. Если же и или другое поведение не вознаграждается или, более того, является причиной наказания, то вероятность следующего воссоздания данного поведения резко снижается.

Доказательства жизнеспособности концепции инструментального обусловливания можно найти везде. Любая ситуация, в которой явно формулируют или даже неявно намекают, что поощрение (вознаграждение) зависит от некоторого действия по вашей стороне, может быть ярким примером данного явления. Да, ваш преподаватель говорит, что если вы хотите получить за предмет высокую оценку, то должны правильно ответить на вопрос контрольной. Торговый агент, который работает за комиссионные, знает, что его зарплата прямо зависит от объемов продаж на его территории. В этом случае важно помнить, что прямая взаимосвязь между поведением и поощрением может способствовать также "учебе" сотрудников стиля поведения, которое будет идти вразрез с интересами организации. Допустимо, ваш начальник говорит, что если вы будете работать сверхурочно в течение следующих трех недель, когда в компании будет горячая пора, то непременно получите вознаграждение при оценке результатов деятельности вашего подраздела. Однако, когда приходит время оценивать ваши достижения, вы не получаете позитивного подкрепления (поощрение) (например, похвалы за активную и энергичную работу и вашу самоотверженность в трудное для фирмы время). Как вы сделаете, когда начальник попросит вас поработать сверхурочно в следующий раз? Полностью вероятно, откажетесь. При этом ваши действия весьма возможно объяснить с точки зрения инструментальной обусловленности: если и или другое поведение не получает позитивного подкрепления, то вероятность ее повторения в будущем снижается.

Социальная учеба

Люди могут добывать знание, наблюдая за действиями окружающих, слушая их рассказы о каких-либо ситуациях, в какие они попадали, а также на собственном опыте. Очень много чего с того, почему мы учимся в жизни, приходит к нам в результате наблюдения за стилями поведения, которые демонстрируются другими: нашими родителями, учителями, однолетками, персонажами теле- и кинофильмов, начальниками и так далее Теория о том, что человек может добывать знание, наблюдая за окружающими и на своем личном опыте, известная под названием теории социальной учебы.

Теория социальной учебы в определенной мере являет собой расширение концепции инструментального обусловливания, поскольку она также основывается на том, что поведение человека определяется ожидаемыми последствиями. Однако эта теория признает также возможность приобретения знаний путем наблюдения за окружающими и должным образом учитывает важность восприятия в этом процессе. Люди реагируют на то, как они воспринимают ситуацию, и определяют последствия той или другого поведения, и гораздо меньше реагируют на реальные последствия.

С точки зрения теории социальной учебы, в процессе приобретения знаний основную роль играет влияние поведенческих моделей. Сила этого влияния на человека зависит от четырех следующих факторов.

1. Внимание. Люди учатся на примере модели только в том случае, если их внимание привлекают любые важные и одобряемые ими особенности или характерные черты. Как правило, наибольшее влияние на нас оказывают те обиды, которые кажутся нам привлекательными, какие мы видим неоднократно, уважаем важными или похожими на нас.

2. Запоминание. Влияние модели зависит от того, насколько хорошо человек запоминает ее действию и помнит о них даже тогда, когда уже не имеет возможности видеть модель и наблюдать за ней.

3. Проворная репродукция. После того как человек, наблюдая за моделью, увидел пример нового поведения, ей необходимо воспроизвести те или другие действия. Тогда она понимает, что способная репродуцировать стиль поведения данной модели.

4. Поощрение. У людей появляется мотив для повторения стиля поведения модели только в том случае, если такие действия подкрепляются позитивными стимулами или вознаграждением. Если и или другое поведение поощряется, человек склонен уделить ей больше внимания, лучше ей научиться и чаще воспроизводить ее.

Как научиться ладить с "тяжелыми" людьми

Каждому из нас время от времени придется иметь дело с людьми, с которыми трудно найти общий язык. Это могут быть хронические жалобщики или те, кто думает, что знают все о работе коллег и без всяческих колебаний рассказывают вам об этом, или люди, которые владеют какими-либо другими достаточно неприятными качествами. Если вы не будете знать, как стоит обращаться с такими коллегами по службе, они могут делать вашу работу менеджера крайне тяжелой, а ваш рабочий день - неприятным и напряженным. Кроме того, имея дело с "тяжелыми" людьми, все мы склонны проявлять свои наихудшие качества. Что же делать? Как научиться с ними ладить?

Для этого будет нужно немного терпения, умения планировать и специальная подготовка. В первую очередь, менеджеру необходимо применить подход, который позволил бы возвести к минимуму негативные аспекты взаимодействия других сотрудников с такими людьми. Для этого, например, можно составить подробное описание поведения такого человека. Напишите, какие его действия раздражают вас больше всего, а затем попробуйте понять и объяснить его поступки. Поставьте себя на его место и посмотрите на мир его глазами. Все это поможет вам лучше понять и предусмотреть поведение "тяжелого" человека в той или другой ситуации. К сожалению, попробовать понять такого человека бывают недостаточными для того, чтобы найти с ним общий язык. Чтобы нормально работать с разными типами "тяжелых" людей, стоит также научиться применять некоторые специфические стратегии. Ниже вашему вниманию предлагается перечень некоторых самых распространенных типов "тяжелых" людей, а также описывается стратегия, что позволяет уменьшить проблему общения с ними.

Недружелюбный, агрессивный. Имея дело с людьми данного типа, вы должны защищать себя; нужно дать такому человеку время потратить запас агрессии; не бойтесь показаться неучтивым, при необходимости резко меняйте тему разговора; переключая их внимание, будьте настойчивые; разговаривая с таким человеком, заставьте ее сесть; избегайте открытых столкновений; будьте постоянно готовые к переходу на дружелюбный тон.

Жалобщики. Общаясь с людьми данного типа, вы должны внимательно выслушивать их; показывать, что вас глубоко задевает их беспокойство и тревога; быть готовым до того, чтобы в нужный момент прервать их причитание; не соглашаться, но внимательно слушать все, что они говорят; выкладывать факты без каких-либо комментариев; пытаться переключать их из жалоб на решение проблем.

Молчаливый или вялый. Имея дело с этим типом людей, стоит задавать вопросы, которые требуют не односоставного, распространенного ответа; пытайтесь смотреть на них с дружелюбием и поменьше говорить; не заполняйте за них паузу в разговоре; комментируйте что происходит; помогайте им снять напряжение, давая возможность почувствовать себя свободно и непринужденно.

"Всезнайки". Имея дело с этим типом, придерживайтесь следующей тактики: держите ситуацию под контролем; выслушивайте и проявляйте внимание к мнению этих людей; задавайте вопрос твердо, но не враждебно; пытайтесь не становиться в противовес им таким же "всезнайкою"; попробуйте направить их энергию в "мирное" русло.

 

< назад | к содержанию | вперед >