ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Упрощенные методы оценки людей

Оценивая окружающих, все люди используют ряд упрощенных методов. Очевидно, что воспринимать и интерпретировать то, что делают другие, достаточно сложно; кроме того, данный процесс требует много времени. Поэтому люди производят методы, которые позволяют упростить это сложное задание. Нередко такие методы становятся очень ценными инструментами, поскольку позволяют нам быстро и достаточно правильно воспринимать поведение окружающих и создают определенную базу для относительно точных прогнозов их будущих поступков. Однако стоит признать, что все они не защищены от приложения недотепы и, следовательно, их использование может доставить (и доставляет) массу неприятностей. Но все-таки иметь представление об этих методах очень полезно, например, хотя бы для того, чтобы знать о возможных значительных перекручиваниях.

Люди не могут усвоить все, что они наблюдают, потому при восприятии они используют такую свою способность, как выборочность (селективность). Это значит, что они выбирают какие-то элементы, фрагменты из огромного количества раздражителей, которые атакуют их органы чувств. Эти фрагменты выбираются не наугад, не случайно; их выбор зависит от интересов, образования, опыта и отношения наблюдателя. Селективное восприятие позволяет нам оценивать окружающих ускоренным методом, что, конечно, совмещается с достаточно большим риском нарисовать не совсем точную картину.

Уважаеться, что человеку намного проще оценивать окружающих, если она уважает, что они похожи на нее. При наличии эффекта предсказуемого подобия на восприятие наблюдателя больше влияют его собственные характеристики, чем те, которые он наблюдает у своего объекта. Так, например, если вы стремитесь к ответственной и интересной работе, то будете считать, что и другие хотят того же. Несомненно, человек, который учреждает свое восприятие на том, что окружающие подобные ему, иногда оказывается ?правою, однако в подавляющем большинстве случаев она ошибается.

Если мы оцениваем человека на основе своего восприятия группы, к которой она принадлежит, то применяем еще один упрощенный метод, известный под названием использования стереотипов. Убеждение типа "Семейные люди будут более надежными работниками, чем одинокие" или "Члены профсоюзов всегда хотят что-то получить, не делая ничего для этого" - это примеры стереотипов. Использование стереотипов в некоторых случаях позволяет получить достаточно точную оценку, если эти стереотипы основаны на реальных и неопровержимых фактах. К сожалению, много стереотипов имеют совсем другое происхождение и нередко способствуют перекручиванию оценки.

Если мы формируем общее впечатление о человеке на основе какой-либо одной ее характеристики, например уровня интеллекта, степени общительности или внешней привлекательности, выходит, мы находимся под воздействием эффекта ореола. Такое однобокое восприятие характерное, например, для оценки студентами своих преподавателей. Студенты нередко выделяют какую-либо одну черту, например энтузиазм, и учреждают на ней свое общее восприятие преподавателей. Преподаватель может быть спокойным, уверенным, знающим и высококвалифицированным, но если его стиль преподавания не отличается резвостью, не имеет "ізюминки", это может негативно отразиться на его оценке, невзирая на наличие многих позитивных качеств.

Выводы для менеджеров

Менеджеры должны понимать, что их работники реагируют не на реальность, а на свое восприятие реальности. Поэтому вопрос, на самом ли деле оценка работника менеджером объективная и безошибочная или на самом ли деле уровень зарплаты в организации один из наивысших в отрасли, менее важное, чем то, как все это воспринимается сотрудниками. Если люди воспринимают оценку менеджера как ошибочную, а уровень зарплаты - как низкий, они будут вести себя так, вроде бы в реальности все так и происходят, даже если в действительности все наоборот. Работники систематизируют и интерпретируют все, что видят, потому стоит помнить, что вероятность перекручивания восприятия очень и очень большая.

Таким образом, мораль всего этого для менеджеров такая: уделяйте больше всего внимания потому, как работники воспринимают и свою работу, и ваши методы управления. Помните, освобождение ценного работника через неправильное восприятие (если он что-то неправильно понял) - это не менее тяжелая потеря для организации, чем освобождение этого человека по действительно обоснованной причине.

10. Каким образом знания о восприятии помогают менеджерам лучше понимать и оценивать поведение служащих?

11. Какую роль в восприятии играет теория приписывания?

12. Назовите четыре упрощенных метода, используемых людьми при оценке поведения окружающих. Какое влияние каждый из них делает на восприятие?

Отказ от стереотипов в восприятии сотрудников-женщин и летних

Как вы воспринимаете сотрудников-женщин и летних? Совпадает ли ваше восприятие с перечисленными ниже утверждениями: женщина менее инициативна, чем мужчина. Она в меньшей мере стремится сделать карьеру и менее преданная организации. Если вы предложите сотрудниц переехать в другой город, она, полностью вероятно, откажется, особенно, если у нее есть дети. А что уже говорить о летних работниках! Они часто отсутствующие на рабочем месте, потому что много болеют. Возраст, сами понимаете. Кроме того, они медленны, с ними вечно что-то случается, они постоянно жалуются и вообще обходятся работодателям дороже, чем молодые сотрудники. Что же, если все это совпадает с вашим личным восприятием, то вы глубоко ошибаетесь! До тех пор, пока подобные представления преобладают в вашей философии, они будут наносить достаточно большой вред как этим категориям сотрудников, так и вашей организации, которая нуждается в их знаниях и опыте. Стереотипы, которые изображают работников-женщин менее отданными организации, чем мужчин, которые не желают быть вместе с компанией и "тяжелыми на подъем", просто не отвечают истине. Исследования показали, что главная причина, по которой освобождаются женщины-специалисты, связана никоим образом не с домом и детьми. В действительности основной причиной является чувство разочарования из-за отсутствия перспектив карьерного роста. Да, одно из таких исследований обнаружило, что 73% женщин, которые освободились из больших компаний, сразу пошло работать в другие фирмы и только 7% освободились, чтобы стать домохозяйками. Негативное восприятие летних работников многими молодыми людьми также, как правило, лишено всякое основание. Менеджеры нередко находятся под властью стереотипов, относясь к сотрудникам старше 55 лет как к некомпетентным людям, время которых уже минуло, или как к людям, которые имеют замедленную реакцию. Факты свидетельствуют о том, что в действительности люди преклонных лет - это обычно очень надежные, квалифицированные и опытные работники. В действительности в них почти всегда меньше пропущенных рабочих дней, чем у молодых, разные события с ними случаются практически вдвое реже и они получают большее удовлетворение от работы. Более того, в ходе исследований не было обнаружено никаких свидетельств того, что возраст негативно влияет на производительность труда или, что летние служащие дороже обходятся работодателям. Негативные стереотипы при оценке пола и возраста не только вредят этим категориям работников, но и могут стать большой проблемой для организации в будущем. Поскольку, по мнению специалистов, в XXI столетии ожидается острый недостаток квалифицированных работников в Северной Америке и в большей части Западной Европы, организации будут ожесточенно бороться за людей, которые имеют высокую квалификацию и большой опыт. И компании, которые отказываются признать тот факт, что как женщины, так и летние являют собой достаточно ценные трудовые ресурсы, лишат себя значительной части фонда талантливых специалистов.

 

< назад | к содержанию | вперед >