ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Восприятие: понятия и факторы, которые влияют на него. Теория приписывания

Восприятие - это процесс, в ходе которого люди систематизируют и интерпретируют свои впечатления, полученные с помощью органов чувств, чтобы осознать события и явления окружающего мира. Исследования в этой области показали, что люди могут видеть ту же вещь или явление, но воспринимать ее по-разному. Так, например, один менеджер уважает, что, если его помощник постоянно тратит на принятие важного решения несколько дней, то данный сотрудник - медленный и неорганизованный человек, который боится ответственности. При этом другой руководитель может интерпретировать такое поведение этого работника совсем иначе, а именно, как подтверждение его умеренности, скрупулезности, внимательности и осмотрительности. Очевидно, что оценка первого менеджера негативна, а второго - позитивная. Суть в том, что ни один человек не воспринимает мир как объективную реальность. Мы лишь интерпретируем то, что видим, называем это реальностью и, как показывает вышеприведенный пример, ведем себя в соответствии со своим восприятием.

Факторы, которые влияют на восприятие

Как объяснить тот факт, что люди по-разному воспринимают реальность? На формирование, а иногда и на перекручивание восприятия, влияет целый ряд факторов. Они могут быть связаны с тем, кто воспринимает, с объектом восприятия, или с ситуацией, в которой происходит восприятие.

Факторы, связанные с воспринимающим

Когда человек смотрит на объект и пытается интерпретировать то, которое видит, его интерпретация в значительной мере обусловливается его личностными характеристиками. К ним относятся: его отношения до того или другого предмета или явления, характер, мотивы, интересы, впечатления и ожидания.

Факторы, связанные с объектом восприятия

Характеристики объекта (явления),який наблюдают, также влияют на восприятие человека. Так, например, громкие люди более заметны в группе, чем тихие. Это справедливо и касательно очень привлекательных и очень непривлекательных людей. Поскольку объекты наблюдения не изолированы, на их восприятие влияет и соединение с фоном, на котором они воспринимается, а также склонность людей группировать близко расположенные и подобные объекты.

Факторы, которые зависят от ситуации

Ситуация, среда или окружения, в которых мы наблюдаем объекты или явления, также играют важную роль. На восприятие может влиять время, в которое мы наблюдаем объект или явление, а также место расположения, освещения, температура, цвет и любые другие ситуационные факторы.

Теория приписывания

В большинстве исследований, посвященных проблемам восприятия, основное внимание уделяется неживым объектам, однако менеджеров, в первую очередь, интересуют люди. Поэтому во время обсуждения вопросов восприятия мы сосредоточимся именно на этом аспекте данного явления.

Наше восприятие людей отличается от восприятия неживых объектов, таких как мебель, машины или дома, поскольку мы делаем выводы о действиях и поступках первых, но никогда не делаем этого относительно вторых. У объектов нет убеждений, мотивов или намерений, в то время как у людей есть. Когда мы наблюдаем за человеком, конечно, пытаемся объяснить, почему она ведет себя так, а не иначе, потому на наше восприятие и оценку действий людей значительное влияние оказывают предположения, какие мы делаем об их внутреннем состоянии.

Теория приписывания разработана для того, чтобы объяснить, почему люди по-разному оценивают окружающих в зависимости от значения, приписываемого их поступкам. Основная идея данной теории заключается в следующем: наблюдая за поведением той или другого человека, мы пытаемся определить, какими причинами она вызвана — внешними или внутренними. Уважаеться, что поступки, вызванные внутренней причиной, находятся под контролем самого человека, в то время как поведение, вызванное внешней причиной, находится под воздействием внешних, посторонних факторов; то есть данный индивидуум вынуждает вести себя таким способом ситуация, которая создалась. При этом определение этой причины (внутренняя она или внешняя) зависит от трех факторов: нехарактерности, согласованности и последовательности.

Фактор нехарактерности связан с вопросом, является ли конкретное поведение человека обычным для нее, то есть ведет ли себя она таким же способом во многих ситуациях или только в какой-либо одной определенной ситуации. Например, работник, который опоздал сегодня, - это человек, на которого вам уже неоднократно жаловались по поводу того, что она лентяй и прогульщик? Иначе говоря, мы хотим понять, считать ли данное поведение необычным, нехарактерным. Если это поступок нетипичен, то наблюдатель, как правило, приписывает его внешним факторам, в противном случае он, полностью вероятно, будет объясняться внутренними причинами.

Если все люди, оказавшись в какой-либо конкретной ситуации, реагируют на нее одинаково, можно говорить о согласованном поведении. Да, поведение работника, который опоздал, будет отвечать данному критерию, если все сотрудники фирмы, которые добирались на работу тем же маршрутом, тоже опоздали. С точки зрения теории приписывания, если степень согласованности большая, то вы, скорее всего, отнесете опоздание работника на счет внешних факторов. Однако, если другие сотрудники компании, которые ехали тем же маршрутом, появились вовремя, вы сделаете вывод, что причина опоздания не внешняя, а внутренняя.

И наконец, наблюдатель ищет в действиях человека последовательность. Он спрашивает себя: ведет ли человек себя таким способом регулярно и постоянно? Так же или она реагирует на конкретную ситуацию через какое-то время? Опоздание на работу на 10 минут относительно разных людей воспринимается по-разному, потому что для одного работника это чрезвычайный случай (поскольку он ни разу не опаздывал в течение многих месяцев), а для другого - закономерно (он опаздывает по двох-трьох дня еженедельно). И чем послідовніша поведение, тем в большей степени наблюдатель склонен приписать ее внутренним факторам.

На рисунке наглядно отображены основные элементы теории приписывания. Этот рисунок говорит, например, о том, что если работник - назовем его мистер Лью - обычно с приблизительно такой же эффективностью, как свое текущее задание, выполняет другие аналогичные задания (фактор нехарактерности незначителен); если другие работники, как правило, выполняют это текущее задание лучшее или хуже, чем м-р Лью (низкий уровень согласованности); если м-р Лью в разные моменты времени выполняет его с одинаковыми показателями (высокая последовательность), то его менеджер (или человек, который оценивает работу м-ра Лью), полностью вероятно, назначит его ответственным за выполнение данного задания (поскольку, с точки зрения менеджера, поведение этого работника обусловлено внутренними факторами).

Один из самих интересных выводов, который можно сделать на основе теории приписывания, заключается в том, что наши выводы относительно причин поведения оточуюючих очень часто искажаются в результате многочисленных ошибок и необъективности восприятия. Например, существуют достаточно свидетельств того, что при анализе поведения других людей мы склонны недооценивать влияние внешних факторов и переоценивать влияние внутренних, или личностных, факторов. Данное явление получило название основная ошибка приписывания. Этим, например, можно объяснить, почему менеджер по продажам склонен делать вывод, что причиной низких показателей объемов продаж его торговых представителей есть их лень, а не то, что конкуренты только что выпустили на рынок новый вид продукции. Кроме того, стоит помнить, что люди обычно объясняют собственные успехи и достижение внутренними факторами, например своими способностями или невероятными усилиям, в то время как неудачи, как правило, объясняются какими-либо внешними причинами, например изменчивостью судьбы. Данная тенденция получила название ошибка в свою пользу. Учитывая существование этого явления, можно, например, с высокой вероятностью предусмотреть, что оценка производительности работников (как позитивная, так и негативная) воспринимается ими с перекручиванием в ту или другую сторону.

 

< назад | к содержанию | вперед >