ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Понятие, сфера и цели исследования организационного поведения

Организационное поведение - исследование действий людей на работе.

Поведение - действия людей.

Несомненно, эта тема очень тесно связана с темой поведения вообще, — то есть действий и поступков людей, однако понятие организационного поведения характеризуется более узкой направленностью, поскольку в этом случае речь идет о действиях людей на работе.

Одна из складностей, что связанная с пониманием сути организационного поведения, заключается в том, что много чего в этой сфере не всегда очевидно. Подобно айсбергу, организационное поведение имеет лишь незначительную видимую часть, в то время как большая часть спрятана под водой. Да, рассматривая какую-либо организацию, мы видим ее формальные аспекты: стратегию, цели, политику и процедуры, структуру, технологию, официальные полномочия, распределение власти и порядок подчиненности. Однако все эти организационные характеристики, которые "лежат на поверхности", а управленческий персонал должен знать и то, которое находится "в глубине", - отношения, восприятия, нормы, принятые в группах, неформальные взаимоотношения, межличностные и групповые конфликты. Знание принципов организационного поведения помогает менеджерам разобраться во многих важных, но скрытых, аспектах деятельности организации.

Сфера исследования организационного поведения

Исследование организационного поведения сосредоточенно, главным образом, на двух важных аспектах. Во-первых, это сфера индивидуального поведения. Изучением данной сферы занимаются, в основном, психологи. К ней относятся такие темы, как отношения людей к организации, личные черты характера, восприятия, учебы и мотивация. Во-вторых, это сфера группового поведения, которое включает такие вопросы, как нормы, роли, создания команд и конфликты в организации. Наше знание о группах основывается в первую очередь на исследованиях социологов и социальных психологов. К сожалению, поведение группы работников не возможно объяснить, просто просуммировав действия отдельных личностей, которые входят в группу, поскольку люди в команде ведут себя вовсе не так, как действовали бы в одиночку. Поскольку сотрудники организации являются одновременно и индивидуумами, и членами групп, их поведение стоит изучать на двух этих уровнях. В данной теме сопоставляются основы понимания поведения отдельных личностей, а в следующей теме мы обсудим основные концепции группового поведения.

Целые исследования организационного поведения

Организационное поведение изучается для того, чтобы объяснить и предусмотреть поведение людей в организации. Зачем это нужно менеджерам? В первую очередь, чтобы уметь управлять поведением своих подчиненных. Как мы уже говорили, успех менеджера в значительной мере зависит от его умения добиться чего-то с помощью других людей. Для этого руководителю необходимо понимать, почему подчиненные ведут себя тем или иным способом, и уметь предусмотреть, как они будут реагировать на его действии.

В данной теме мы сосредоточимся главным образом на проблемах производительности труда, прогулов и освобождений из работы (освобождение по собственному желанию). Кроме того, мы рассмотрим такой фактор, как удовлетворенность людей работой. Конечно, данный аспект больше касается сферы отношений, а не поведения, однако он имеет огромное значение для многих менеджеров. Мы обсудим, каким образом понимания отношений и личных характеристик работников, а также их восприятия и способности к учебе, помогает объяснить и предусмотреть их производительность труда, количество прогулов и уровень добровольных освобождений, а также степень их удовлетворенности работой.

 

< назад | к содержанию | вперед >