ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КУРСЫ


 

Основы менеджмента

к содержанию

 

Цели, как основа планирования

Цели – это результаты, к которым стремится индивид, группа лиц или организация в целом.

Цели – это основные задания. В этой теме мы используем два этих сроки как синонимы. Они обеспечивают направление для управленческих решений на всех уровнях и формируют критерии для оценки фактического хода выполнения работ. Именно поэтому мы называем цели основой планирования.

Разнообразность целей

На первый взгляд может показаться, что любая организация имеет единственную цель: для коммерческих фирм – это получение прибыли, а для некоммерческих – эффективное предоставление услуг. Однако более тщательный анализ свидетельствует о том, что в действительности любая организация преследует множество разнообразных целей. Да, коммерческие фирмы, кроме стремления к получению максимальной прибыли, ищут способ увеличить свою долю рынка и повысить благосостояние сотрудников. Церковь не только является местом для проведения религиозных мероприятий, она также помогает бедным в своем обществе и служит социальнообъединительным началом для верующих. Ни один изолированный критерий не способен эффективно оценить, насколько успешно работает организация. Так, например, когда все внимание аналитика нацелено на достижение такого показателя, как прибыль, игнорируются другие цели, которые также должны быть достигнуты, если организация хочет оставаться прибыльной длительное время. Кроме того, направленность на достижение одной цели (например, максимизации прибыли) может привести к неэтичным действиям, поскольку при этом менеджеры будут игнорировать другие важные элементы своей деятельности, стремясь обеспечить красивые результаты лишь по одному критерию.

В табл. 2 приведены примеры как финансовых, так и стратегических целей ряда известных американских корпораций.

Финансовые цели касаются финансовой деятельности фирмы; стратегические – других сфер ее деятельности. Как вы убедитесь, внимательно выучив таблицу, за исключением некоторых финансовых целей они могут использоваться и некоммерческими организациями. Заметьте также, что, хотя такая цель, как выживание организации, в таблице вспоминается редко, она крайне важна абсолютно для всех компаний. Некоторые цели, перечисленные в табл. 2, направленные непосредственно на получение прибыли, однако, понятным является то, что, для того, чтобы организация могла достичь и других целей, ей, в первую очередь, нужно суметь просто удержаться в бизнесе.

Таблица 2

Основные цели некоторых больших компаний США

Финансовые цели

Стратегические цели

Повышение темпов роста прибыльности

Увеличение доли рынка

Повышение темпов роста зарплаты

Достижение более выгодного и крепкого положения в отрасли

Увеличение дивидендов

Повышение качества продукции

Увеличение маржи прибыли

Снижение уровня расходов в сравнении с основными конкурентами

Повышение прибыльности инвестированного капитала

Расширение продуктовой линии

Повышение оценки кредитоспособности

Улучшение репутации среди клиентов

Увеличение потоков наличности

Повышение качества обслуживания клиентов

Признание акций организации "голубыми фишками" (Акции швидкозростаючих компаний, которые приносят высокие дивиденды)

Достижение лидирующей позиции в технологических поисках і/або разработке новых видов продукции

Повышение диверсифікованості базы получения доходов

Повышение конкурентоспособности на международных рынках

Обеспечение стабильной прибыли в периоды экономического спада

Расширение возможностей роста

Повышение цены акций

Источник. А.А. Thompson, Jr., A.J. Strickland, III, Creating and Implementing Strategy (Chicago: Irwin, 1995), г. 31.

1. Назовите основные аргументы критиков формального планирования.

2. Что такое цели и почему они считаются основой планирования?

3. Почему организации имеют не одну, а множество целей?

Фактические и заявленные целые организации

В табл.2 представленный перечень так называемых заявленных целей организаций. Заявлены цели – это официально сформулированы цели, в которые должны поверить все, кого в той или другой степени касается деятельность организации. Однако заявлены цели (то есть те, которые можно найти в уставе организации, ее ежегодных отчетах, объявлениях в средствах массовой информации и в публичных меморандумах) часто крайне противоречивые и, кроме того, излишне подданные влиянию общества, которое диктует свой взгляд на то, как должна работать и вести себя и или другая организация.

Противоречивость заявленных целей организации является следствием того, что организация несет ответственность перед огромным количеством заинтересованных сторон, которые нередко оценивают ее на основе совсем разных критериев. Рассмотрим, например, такую реальную ситуацию.

Приходилось ли вам читать формулировку целей организаций в рекламных проспектах? Так, например, компания Bass Pro Shops, расположенная в Спрингфилди, штат Миссури заявляет, что она стремится обеспечивать обслуживание наивысшего качества для клиентов. Одна из заявленных целей фирмы Chili’s Grill&Bar заключается в том, чтобы "достичь наивысшего уровня качества продукции, новаторства, честности и этической". Для таких утверждений характерная в наилучшем разе неопределенность, и они скорее назначены для того, чтобы отобразить умение руководителей работать с общественностью, и вряд ли могут служить значимыми руководящими принципами в достижении организацией своих целей. Таким образом, не удивительно, что заявлены целые организации часто имеют достаточно отдаленное отношение до того, что в действительности происходит в организации. Так, например, для акционеров организации могут обнародовать один набор целей, для потребителей – другой, а для сотрудников и широкой общественности – третий.

Кажется, что общие цели, заявленные менеджерами высшего звена, стоит воспринимать как "вымышленное описание заданий и намерений, составленное организацией для того, чтобы разъяснять, отчитаться или предоставить рациональное объяснение своим действиям конкретной аудитории, а не как действительные и надежные свидетельства о ее намерениях". Содержание формулировок заявленных целей в значительной мере зависит от того, которое хочет услышать аудитория, на которую они рассчитаны. Если же вы хотите понять, что являют собой фактические цели, внимательно пронаблюдайте за тем, что действительно делают члены организации. Помните, что именно реальные действия определяют настоящие приоритеты. Так, например, можно нередко встретить университеты, которые провозглашают своей целью сокращения учебных групп, улучшения взаимоотношений студентов и преподавателей и активное привлечение студентов в процесс учебы, а после этого формируют группы по 30 студентов и даже больше! Станции технического обслуживания обещают клиентам быстрый и дешевый ремонт, а затем предоставляют им достаточно посредственное обслуживание по высокой цене. Знать, что заявленные и фактические цели достаточно серьезно отличаются, очень важно по крайней мере для того, чтобы понять, что подобная ситуация далеко не всегда бывает следствием плохой работы менеджеров.

Традиционный подход к установке целей

Традиционно роль целей – направлять деятельность организации и процесс контроля в русло, избранное ее руководителями высшего уровня. Да, президент производственной фирмы сообщает директору по производственным вопросам, какой уровень производственных расходов он хотел бы достичь на исходе года. Директор торговой фирмы указывает главному менеджеру по маркетингу, какого объема продаж должна достичь компания по окончании определенного периода. Мэр города решает, каким будет бюджет его полицейского департамента, и извещает об этом начальника полиции. И только потом, уже намного позже, реально выполненная ими работа оценивается и определяется, были ли достигнуты намеченные цели.

Концепція традиционного подхода к установке целей основанная на том, что цели устанавливаются руководителями высшего уровня управления, а затем разбиваются на подцели для каждого конкретного уровня организации. При таком подходе менеджеры высшего звена точно знают, что лучше для их организации, поскольку только они могут видеть картину "в целом". Таким образом, цели, которые устанавливаются на определенном уровне и передаются все ниже, на каждый следующий уровень организации служат для того, чтобы направлять и руководить, а в некоторых случаях ограничивать поведение отдельных сотрудников на их рабочих местах. После этого усилия служащих на разных организационных уровнях направляются таким образом, чтобы они способствовали достижению целей, намеченных для их конкретных сфер компетенции.

Кроме того, традиционный подход к установке целей часто имеет преимущественно не операционную направленность. Менеджеры высшего звена достаточно размыто определяют цели, пользуясь, как правило, самими общими сроками, например "достижение максимальной прибыли" или "обеспечение лидерства на рынке сбыта", потому по мере того, как цели "спускаются" на низшие ровные организации, их необходимо уточнять. На каждом следующем уровне менеджеры по-своему наполняют выходные цели конкретным содержанием. Поэтому в процессе продвижения целей из высшего уровня организации на более низких, они нередко теряют ясность и единство.

Если иерархия организационных целей определена четко, она образует взаимозависимую последовательность целей или, как ее еще называют, цепочка конечных целей. Цели высшего уровня (или их результаты) связаны с целями низшего уровня и служат средствами для их выполнения. Другими словами, для того, чтобы достичь цели на определенном уровне (результату), необходимо достичь цели на предыдущем уровне (средства). После того как цели на определенном уровне достигнуты, результаты становятся средствами для достижения целей на следующем уровне и так далее по всем уровням организации.

Управление по целям

Вместо традиционной установки целей большинство современных организаций используют так называемое управление по целям (Management By Objectives –МВО). Это система менеджмента, в соответствии с которой конкретные рабочие цели производятся совместно подчиненными и их менеджерами, прогресс продвижения к ним периодически оценивается, а вознаграждения распределяются на основе этой оценки. При таком методе управления целые используются не только как механизмы контроля, но и для мотивации сотрудников.

Принципы управления по целям в первый раз были описаны Питером Друкером (Peter Drucker) и включают четыре основных элемента: конкретность цели, общее (партисипативне) принятие решений, точно определенный период времени и наличие обратной связи о ходе выполнения работы. Привлекательность МВО заключается в первую очередь в том, что основное внимание уделяется превращению общих целей в специфических, рассчитанных на конкретные организационные единицы и даже на отдельных членов организации. Нище перечисленные этапы типичной программы МВО.

Этапы типичной программы МВО

1. Формулировка общих целей и стратегии организации

2. Распределение основных целей среди отдельных единиц и подразделов организации

3. Общая разработка менеджерами подразделов со своими руководителями конкретных целей для своих подразделов

4. Коллективная разработка отдельных целей для каждого сотрудника отдела

5. Разработка планов действий для достижения целей и согласования их между менеджерами и подчиненными

6. Внедрение планов действий

7. Периодический пересмотр процесса движения к целям и обеспечению обратной связи о ходе работ

8. Подкрепление успехов в достижении целей вознаграждениями, которые распределяются на основе показателей производительности труда

Насколько же эффективные программы МВО? Исследования подтвердили, что управление по целям способствует повышению производительности труда сотрудников и производительности организации в целом. Анализ реализации 70 таких программ, например, обнаружил, что показатели производительности выросли в 68 компаниях. Одно из подобных исследований также показало, что для успеха программ МВО необходимы такие факторы, как самоотдача и привлеченная в процесс их реализации высшего руководства организации. В тех случаях, когда руководители верили в программу МВО и проявляли личную заинтересованность в ее выполнении, средний показатель роста производительности составил 56%. В противоположном случае средний прирост производительности составил всего 6%.

Заключительные комментарии по поводу планирования и назначения целей

Полностью вероятно, ни у кого из вас не вызывает сомнения, что установление целей является одним из основных элементов функции планирования, которые выполняют менеджеры. Без целей, которые направляют их деятельность, менеджеры не знали бы, как начать процесс планирования, они просто не имели бы отправной точки. Таким образом, независимо от того, выбирает ли организация традиционный подход к установке целей, использует какие-либо формы МВО или разрабатывает свой собственный способ, менеджеры должны определить основные цели еще до того, как они начнут планирование.

 

< назад | к содержанию | вперед >